Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Образовательные стандарты

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

1. ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования, образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.
4. Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения качественного образования;
духовно-нравственного развития и воспитания обучащихся;
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
единства образовательного пространства Российской Федерации;
формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.
5. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход.

6. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

становление основ гражданской идентичности и мировозрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
7. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

любящий свой народ;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) разработан на основе Конституции и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Стандарт направлен на повышение социального статуса дошкольного образования и обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования на основе единства обязательных требований. Стандарт включает в себя требования к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения. На основе требований стандарта детские сады самостоятельно разрабатывают и утверждают свои Программы.

Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития (образовательные области): социально-коммуникативное познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, изобразительная, музыкальная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, поэтому стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста.

Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования тем, что развитие ребенка осуществляется в игре и планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования описаны как интегративные качества (качества! а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

В стандарт включено понятие развивающей среды. Это значит, что окружающая ребенка среда должна быть "предметно-развивающей", то есть будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Перечень документов:

1. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

2. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государтсвенного образовательного стандарта начального общего образования

3. Письмо МО № 08-249 от 28.02.2014 Комментарии к ФГОС дошкольного образования